Выбор вилочного погрузчика зависит от множества факторов: условий работы, грузоподъемности, типа привода и других технических характеристик. Мы собрали для вас пошаговую инструкцию, как выбрать оптимальный вилочный погрузчик для разных задач.
К основным эксплуатационным параметрам вилочного погрузчика относятся: грузоподъемность, высота подъема и тип привода.
Грузоподъемность
Вилочные погрузчики на рынке можно условно ранжировать по грузоподъемности на несколько основных категорий:
1. Малая грузоподъемность (до 3-5 тонн):
- Это самый распространенный сегмент, включающий большинство электрических, газовых и дизельных погрузчиков.
- Используются в основном на складах, в розничной торговле, на небольших производствах для погрузки/разгрузки паллетированных грузов, штабелирования на небольшие высоты.
- Отличаются компактностью и маневренностью.
2. Средняя грузоподъемность (5-10 тонн):
- Предназначены для более интенсивной работы с тяжелыми грузами.
- Часто используются в строительстве, на промышленных предприятиях, в портах.
- Как правило, это дизельные и газовые погрузчики.
3. Большая грузоподъемность (10-16 тонн):
- Используются для работы с очень тяжелыми и крупногабаритными грузами.
- Применяются в металлургии, лесной промышленности, при транспортировке контейнеров.
- Преимущественно дизельные погрузчики.
4. Сверхбольшая грузоподъемность (свыше 16 тонн):
- Специализированная техника для работы с экстремально тяжелыми грузами, например, в портах для обработки контейнеров, в горнодобывающей промышленности.
- Как правило, это мощные дизельные погрузчики.
При выборе погрузчика всегда ориентируйтесь на максимальный вес грузов, с которыми вам придется работать, и оставляйте некоторый запас грузоподъемности для обеспечения безопасности и стабильности работы.
Высота подъема
Все вилочные погрузчики можно разделить по высоте подъема на несколько ключевых категорий, каждая из которых предназначена для определенных складских и производственных задач:
1. Низкоподъемные (до 3-4 метров):
Эти погрузчики, как правило, используются для погрузки/разгрузки товаров с грузовиков, перемещения паллетированных грузов на короткие расстояния и штабелирования на нижних уровнях стеллажей. К этой категории относятся многие электрические штабелеры (stackers) и некоторые компактные вилочные погрузчики. Они отличаются маневренностью и часто используются в ограниченных пространствах.
2. Среднеподъемные (от 4 до 7 метров):
Это наиболее распространенный диапазон высоты подъема для большинства складских операций. Погрузчики этой категории подходят для работы со стандартными стеллажными системами и позволяют эффективно использовать вертикальное пространство склада. Включают в себя различные типы погрузчиков: электрические, газовые и дизельные.
3. Высокоподъемные (от 7 до 12 метров):
Эти погрузчики предназначены для работы с высокими стеллажными системами, обеспечивая максимальное использование складского пространства по вертикали. К этой категории относятся ричтраки (reach trucks), узкопроходные штабелеры (VNA trucks) и некоторые модели полноприводных вилочных погрузчиков. Они обладают специальными конструктивными особенностями для обеспечения устойчивости и точности при работе на большой высоте.
4. Сверхвысокоподъемные (свыше 12 метров):
Это специализированная техника для очень высоких складов и логистических центров с интенсивным грузооборотом. Включают в себя высотные штабелеры с кабиной оператора, поднимающейся вместе с вилами (man-up order pickers), и некоторые модели ричтраков с телескопическими мачтами. Требуют высококвалифицированных операторов и специально оборудованных складских помещений.
Важно отметить, что, например, одна и та же модель вилочных погрузчиков LiuGong может комплектоваться 2-х и 3-х секционной мачтой, т.е. высота подъема может быть 3 или 4,5 метра.
Тип привода (источник энергии)
Данный параметр во многом определяет, где будет возможна эксплуатация погрузчика, его стоимость покупки и владения.
Тип | Плюсы | Минусы | Где использовать |
Дизельный | Мощность, автономность | Шум, выхлопы | Улица, открытые склады |
Бензиновый | Дешевле в обслуживании, чем дизель | Требует топлива | Смешанные условия (улица + склад) |
Электрический | Тихий, экологичный, дешевая эксплуатация | Дороже в покупке, время зарядки | Закрытые склады, пищевые, фармацевтические производства |
Газовый (LPG) | Чище дизеля, мощнее электрического | Зависимость от газа, взрывоопасность | Большие склады, где важна мощность и экологичность |
Условия эксплуатации
Частично мы уже рассмотрели условия эксплуатации в таблице выше. Отдельно скажет несколько слов о шинах вилочного погрузчика и от чего зависит их выбор.
Тип шин
-
Пневматические: Подходят для неровных поверхностей, как внутри, так и снаружи помещений. Обеспечивают хорошее сцепление и амортизацию.
-
Цельнолитые (гусматик): Идеальны для ровных бетонных полов внутри помещений. Устойчивы к проколам и обеспечивают стабильность.
-
Полиуретановые: Используются на электропогрузчиках для работы на очень ровных поверхностях. Не оставляют следов.
Размеры и маневренность
На что здесь, в первую очередь, обращать внимание?
- Габаритная длина: Влияет на пространство, необходимое для маневрирования в проходах и при поворотах. Более длинные погрузчики требуют больше места для разворота.
- Габаритная ширина: Определяет возможность проезда погрузчика через дверные проемы, узкие проходы между стеллажами и в других ограниченных пространствах.
- Габаритная высота (с опущенной и поднятой мачтой): Важна для работы под низкими потолками, внутри контейнеров или при проезде под различными конструкциями. Высота с поднятой мачтой также определяет возможность работы на верхних ярусах стеллажей.
- Колесная база: Расстояние между передней и задней осями влияет на устойчивость погрузчика и радиус поворота. Более короткая колесная база обычно обеспечивает лучшую маневренность, но может снизить устойчивость при работе с тяжелыми грузами.
- Ширина колеи (передняя и задняя): Влияет на поперечную устойчивость погрузчика. Более широкая колея обеспечивает большую стабильность при подъеме и перемещении грузов.
Эргономика и безопасность
Эргономика и безопасность являются абсолютно неотъемлемыми аспектами при выборе и эксплуатации вилочного погрузчика. Они напрямую влияют на здоровье и благополучие оператора, производительность труда, сохранность грузов и оборудования, а также на общую безопасность на рабочем месте. Именно поэтому мы подробно перечислим, что должно быть в современном вилочном погрузчике с точки зрения эргономики и безопасности.
Рабочее место оператора:
- Регулируемое сиденье: Возможность настройки высоты, положения вперед/назад и угла наклона спинки для обеспечения оптимальной поддержки и снижения нагрузки на спину и ноги. Желательно наличие пневматической подвески для поглощения вибраций.
- Регулируемая рулевая колонка: Возможность настройки высоты и угла наклона рулевого колеса для удобного хвата и снижения напряжения в плечах и руках.
- Удобное расположение органов управления: Интуитивно понятное расположение рычагов, педалей и кнопок, требующее минимальных усилий для управления. Четкая маркировка и легкий доступ.
- Достаточное пространство для ног: Обеспечение свободного движения ног и предотвращение защемлений.
- Климат-контроль (опционально): Система вентиляции или кондиционирования воздуха для поддержания комфортной температуры в кабине, особенно при работе в экстремальных условиях.
- Низкий уровень шума и вибрации: Минимизация воздействия шума и вибрации на оператора для снижения утомляемости и риска профессиональных заболеваний.
- Хорошая обзорность: Обеспечение широкого обзора рабочей зоны, груза и окружающего пространства через большие окна, зеркала заднего вида и опциональные камеры. Минимизация слепых зон.
Доступ и выход из кабины:
- Удобные ступеньки и поручни: Обеспечение безопасного и легкого доступа в кабину и выхода из нее. Нескользящие поверхности.
- Продуманное расположение: Минимизация необходимости высоких подъемов или неудобных движений.
Интерфейс оператора:
- Информативный дисплей: Четкое отображение ключевой информации о состоянии погрузчика, уровне топлива/заряда батареи, предупреждающих сигналов.
- Интуитивно понятные органы управления: Эргономичные рычаги и джойстики, требующие минимальных усилий и обеспечивающие точное управление рабочими функциями.
Конструктивные особенности:
- Усиленная кабина (ROPS - Roll-Over Protective Structure): Предназначена для защиты оператора в случае опрокидывания погрузчика.
- Защитные решетки (FOPS - Falling Object Protective Structure): Предотвращает падение грузов на оператора.
- Системы контроля устойчивости (например, SAS - System of Active Stability у Toyota): Автоматически корректируют работу погрузчика для предотвращения опрокидывания.
- Ограничители подъема и наклона мачты: Предотвращают выход за безопасные пределы движения мачты.
- Звуковые и световые сигналы: Предупреждают окружающих о движении погрузчика (например, задний ход, звуковой сигнал).
- Проблесковые маячки: Обеспечивают лучшую видимость погрузчика, особенно в условиях плохой освещенности или интенсивного движения.
- Системы блокировки движения и рабочих функций: Предотвращают случайное включение или движение погрузчика.
- Эффективная тормозная система: Обеспечивает надежное торможение в различных ситуациях.
- Ремни безопасности: Обязательное использование для фиксации оператора в кабине в случае опрокидывания.
- Системы предотвращения столкновений (опционально): Используют датчики и камеры для предупреждения оператора о препятствиях.
Последним, но крайне важным критерием выбора оптимального вилочного погрузчика является анализ своего бюджета и производителя/поставщика техники. Это большая тема и мы ее раскроем в нашей следующей статье на примере вилочных погрузчиков LiuGong.